Раздел 4
Объявление и
инициализация переменной
В общем случае объявление переменной в С++ осуществляется путем
указания типа переменной и её имени. Синтаксис объявления переменной
имеет вид: тип имя переменной.
В предыдущем разделе целочисленная переменная объявлялась как int age
Где инструкция int - является
идентификатором типа
А age - именем переменной
Всего в С++ существует семь базовых типов переменных, о них позже.
Следует понимать, что если - переменная оглашена как такая, что
принадлежит к определённому типу, в дальнейшем изменить её тип
невозможно.
Объявляются переменные фактически в любом месте программного кода,
однако использовать переменную в программе можно только после того, как
её присвоено значение. В этом случае говорят об инициализации переменной.
Инициализация переменной может также выполняться в любом месте
программы, но не ранее объявления этой переменной и до первого её
использования.
Объявление и инициализацию часто
совмещают.
Например, инструкцией int n=10
объявляется
целочисленная
переменная
n
со значением 10
Если объявляется несколько
переменных одного типа, достаточно перечислить эти переменные,
разделённые запятой, после идентификатора типа.
То же самое касается
инициализации переменных при объявлении.
Легитимность с точки зрения синтаксиса С++ являются инструкции
приведенные в листинге 1.3
==========>Листинг
1.3
Объявление
и
инициализация
переменной
//Объявление трех целочисленных переменных n, m и k:
int n, m, k;
//Объявление с одновременной инициализацией нескольких переменных:
int one=1, two=2, three, four=4, five;
==========>Конец Листинга 1.3
Однако, несмотря на такой
демократизм, объявлять переменные лучше в начале соответствующего
программного блока, причем желательно указывать персонально для каждой
переменной идентификатор типа.
Программный код в таком случае воспринимается пользователем гораздо
лучше, и дает большую свободу действий при коррекции кода в процессе
создания.
В С++ существует возможность при инициализации переменных использовать
не только литеральные константы(фиксированные, явно указанные значения
в соответствии с типом переменной), но и выражения, в которые
входят другие переменные. Единственное условие состоит в том, чтобы
выражение, на основании которого инициализируется такая
переменная, было легитимным на момент инициализации.
В листинге 1.4 приведен код программы, в которой рассчитывается высота,
на которую за указанное время поднимется брошенное вверх тело.
==========>Листинг
1.4
Программа
для
расчета
высоты
подъема
тела
#include<iostream>
using namespace std;
int main()
{
double
v;
//
Скорость
тела
–
объявление
переменной
cout<< "Введите скорость тела в метрах в секунду\n";
cin >>
v;
//
Вводим
Скорость
–
инициализация
переменной
double
t;
//
Время
полета
cout<< "Введите продолжительность полета тела в секундах\n";
cin >>
t;
//
Вводим
Время
полета
double g=9.8; //
Ускорение свободного падения
double s=v*t-g*t*t/2; // Высота – динамическая инициализация
переменной
cout<< "Скорость " << v << endl << "Время
полета " << t << endl << "Тело поднялось на высоту
"<<s<<"м\n";
cout << "Конец задания для самостоятельной работы!" << endl;
system
("pause");
//
ожидаем
нажатия
кнопки
return 0;
}
==========>Конец Листинга 1.4 Компилированный
исполняемый файл листинга 1.4(120Кб, rar)
Идентификатором действительного
типа является инструкция double
В начале программы разными способами инициализируются переменные v, g, t(соответственно начальная
скорость, ускорение свободного падения и время), после чего с помощью
команды double s=v*t-g*t*t/2
выполняется динамическая инициализация переменной s, которая определяет высоту, на
которой прибывает тело.
Результат расчетов выводится на экран.
В выражении инициализации были использованы операторы умножения(*), вычитания(-) и
деления(/).
В качестве оператора присваивания
использован знак равенства(=).
Про операторы, используемые в С++, речь ещё будет идти.
Далее - какого типа переменные могут использоваться в С++ и в чем их
особенности.
|